О введении с 1 января 2017 года профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"

На очередной встрече участников ГМО методистов образовательных организаций 17 декабря 2015 года проведен практический семинар «Профессиональный стандарт дополнительного образования детей и взрослых". В программе семинара были представлены подробные комментарии актуальных нормативных документов: федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и приказа Минтруда России от 08.09.2015 N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".


Сообщение методиста БОУ ДО города Омска "ГДД(Ю)Т" С.П. Малютина по теме "Готовность организации к введению профессиональных стандартов" касалось общих положений федерального комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов и их применению на 2014-2016 годы, а также разъяснения сути и последствий для кадровой политики организации изменений в статье 195.1 ТК РФ, которые вступают в силу 1 июля 2016 года.


В презентации старшего методиста БОУ ДО города Омска "ЦТ"Созвездие" С.Н. Пимкиной "Профессиональный стандарт должности "педагог дополнительного образования" сделан предметный анализ взаимосвязи отдельных трудовых функций педагога дополнительного образования и требований квалификационной аттестации, даны пояснения требований к образованию. Обращено внимание коллег на особенности таких трудовых действий как "организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий" и трудовых действий "оценка деятельности и поведения учащихся на занятиях".


Понятный интерес аудитории вызвало выступление Е.Ю. Ананьевой, старшего методиста БОУ ДО города Омска "ЦРТ "Дом пионеров", поскольку тематика " Профессиональный стандарт должности "методист" имела непосредственное отношение к присутствующим. Здесь основной фокус обзора документа был сосредоточен на осмыслении трудовой функции методиста "Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых", в рамках которой трудовые действия и трудовые умения методиста должны быть нацелены на маркетинговые исследования и маркетинговые предложения.


Любопытные и полезные подробности современных требований к должности "педагог-организатор" были презентованы старшим методистом БОУ ДО города Омска "ГДД(Ю)Т" Ю.Б. Рабчук. Помимо известной и понятной всем деятельности по организации и проведению массовых и досуговых мероприятий, педагоги-организаторы "обременяются" трудовой функцией " Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых", которая реализуется трудовым действием "планирование, организация и проведение мероприятий для привлечения и сохранения контингента учащихся различного возраста". Плюс к этому в стандарте педагога-организатора прописана трудовая функция "Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности", выполняя которую педагог-организатор (внимание, коллеги!) проводит "анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность".
Обобщая прошедшее событие и отмечая активное включение участников в обсуждение, полагаю необходимым рекомендовать следующее:
  1. Введение профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" с 1 января 2017 года дает временную возможность организации и ее персоналу на планирование и реализацию нужных действий, в первую очередь это касается серьезного и скорейшего изучения самого документа. Далее нужно "сканировать" сегодняшнюю ситуацию штатного расписания организации и соотнести ее с уже принятыми профессиональными стандартами всех должностей организации. Помня при этом, что задача руководителя - обеспечить выполнение всех необходимых обобщенных трудовых функций и трудовых функций конкретных должностей с учетом особенностей деятельности организации, в том числе, подобрать и распределить кадры. Именно данная задача конкретизирована в федеральном законе от 02.05.2015 № 122-ФЗ. 
  2. Определить проблемные позиции конкретно по каждому работнику в части профессиональных требований к трудовым умениям, знаниям и трудовым действиям. 
  3. Составить план действий по выравниванию компетентностного фона педагогического коллектива. К примеру, цикл обучения методистов и педагогов-организаторов по "западающим" трудовым функциям, создание условий для привлечения в организацию специалиста с нужным набором профессиональных компетентностей. 
  4. Пересмотреть действующие должностные инструкции работников с целью приведения их в соответствие требованиям профессионального стандарта конкретной должности. И в связи с профессиональной деятельностью конкретного работника! Возможна ситуация, когда не все трудовые функции профессионального стандарта какой-либо должности могут быть обеспечены работником организации. 
  5. И, наконец, предстоящая в скором времени процедура заключения персональных эффективных контрактов между работодателем и работником будет касаться особенностей оплаты труда за наличие у работника нужных трудовых функций и за его способности выполнять нужные трудовые действия.
С.П. Малютин, руководитель ГМО методистов образовательных организаций

Комментарии

  1. Крючкова Марина Анатольевна11.01.2016, 13:01

    спасибо за продуктивную тему встречи

    ОтветитьУдалить
  2. Марина Валецкая02.12.2016, 14:03

    С интересом изучила все представленные материалы. Тема серьёзная и важная для дополнительного образования. Спасибо!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий